Приветствую Вас Реганись • Регистрация • Вход
Пн, 6.5.2024
Главная » 2011 » Октябрь » 26 » Конспекты по философии
23:07
Конспекты по философии

Проблема человека, личности в философии. Общественная природа человека

1. Издревле (начиная с древнеиндийской, древнекитайской, античной философии) проблема человека занимала умы фило­софов. Данная проблема становится еще более актуальной в ХХ веке, когда новыми факторами жизни человека стала научно-техническая революция и человеческая личность рискует ниве­лироваться "в тисках" информационно-техногенного общества.

Человек — особое существо, явление природы, обладающее, с одной стороны, биологическим началом (приближающим его к высшим млекопитающим), с другой стороны, духовным — способностью к глубокому абстрактному мышлению, членораз­дельной речи (что отличает его от животных), высокой обучае­мости, усвоению достижений культуры, высокому уровню соци­альной (общественной) организации.

Для характеристики духовного начала человека на протяже­нии многих веков используется понятие "личность" — совокуп­ность врожденных и приобретенных духовных свойств человека, его внутреннее духовное содержание.

Личность — это врожденные качества человека, развитые и приобретенные в социальной среде, совокупность знаний, на­выков, ценностей, целей.

Таким образом, человек — это социально-биологическое су­щество, причем в условиях современной цивилизации в силу воспитания, законов, моральных норм социальное начало чело­века контролирует биологическое.

156

Жизнь, развитие, воспитание в обществе — ключевое усло­вие нормального развития человека, развития в нем всевозмож­ных качеств, превращения в личность. Известны случаи, когда люди с рождения жили вне человеческого общества, воспитыва­лись среди животных. В таких случаях из двух начал, социально­го и биологического, в человеке оставалось только одно — био­логическое. Такие люди усваивали привычки животных, теряли способность к членораздельной речи, сильно отставали в умст­венном развитии и даже после возвращения в человеческое об­щество не приживались в нем. Это еще раз доказывает социаль­но-биологическую природу человека, то есть то, что человек, в котором не заложено социальных навыков воспитания челове­ческого общества, обладающий только биологическим началом, перестает быть полноценным человеком и даже не достигает уровня животных (например, у которых он воспитывался).

Большое значение для превращения биологического инди­вида в социально-биологическую личность имеет практика, труд. Только занимаясь каким-либо определенным делом, при­чем таким, которое отвечает склонностям и интересам самого человека и полезно для общества, человек может оценить свою социальную значимость, раскрыть все грани своей личности. 2. При характеристике человеческой личности следует уделить внимание такому понятию, как качества личности — врожденные или приобретенные привычки, образ мышления и поведения.

По качествам, их наличию, развитости различают людей. Через качества можно дать характеристику личности человека.

В значительной мере качества формируются под влиянием семьи и общества.

В философии выделяются позитивные моральные качества:

гуманизм;

человечность;

честь;

совесть;

скромность;

великодушие;

справедливость;

верность;

иные качества.

И общественно осуждаемые — негативные:

чванливость;

цинизм;

грубость;

тунеядство;

157

трусость;

нигилизм;

иные негативные черты.

К общественно полезным качествам относятся:

воля;

решительность;

мудрость;

умение;

установки;

убеждения;

патриотизм.

Человек, как правило, совмещает в себе всё виды качеств; одни качества развиты больше, другие — меньше.

3. Характерной чертой каждого человека, личности является на­личие потребностей и интересов.

Потребности — это то, в чем человек чувствует необходимость.

Потребности могут быть:

биологическими (естественными) - в сохранении жизни, питании, размножении и др.;

духовными — стремление обогатить внутренний мир, приоб­щиться к ценностям культуры;

материальными - обеспечить достойный уровень жизни;

социальными — реализовать профессиональные способно­сти, получить должную оценку со стороны общества. Потребности — основа деятельности людей, стимул к совер­шению тех или иных действий. Удовлетворение потребностей -важный компонент человеческого счастья.

Значительная доля потребностей (кроме биологических) формируется обществом и может быть реализована в обществе.

Каждому обществу соответствует определенный уровень по­требностей и возможность их удовлетворить. Чем более развито общество, тем выше качество потребностей.

Интересы — конкретное выражение потребностей, заинтере­сованность в чем-либо. Совместно с потребностями интересы — также двигатель прогресса.

Среди интересов выделяются:

личные (индивидуальные);

групповые;

классовые (интересы социальных групп - рабочих, учителей, банкиров, номенклатуры);

общественные (всего общества, например, в безопасности, правопорядке);

158

государственные;

интересы всего человечества (например, в недопущении ядер­ной войны, экологической катастрофы и др.).

Также интересы могут быть:

материальными и духовными;

нормальными и ненормальными;

долговременными и ближайшими;

разрешенными и неразрешенными;

общими и антагоническими.

У каждого человека, общества, государства есть не просто отдельные интересы или их сумма, а их система, иерархия (на­пример, одни государства стремятся в первую очередь к внешней экспансии, другие, наоборот, сосредоточивают основное внима­ние на собственных, внутренних проблемах. Различна иерархия интересов и у людей. Приоритетные потребности и интересы бан­кира могут вовсе не быть приоритетными для крестьянина, писателя, работника творческой профессии. Потребности и интересы мужчин могут отличаться от потребностей и интересов женщин, а потребно­сти и интересы детей и стариков также могут быть иными).

Наличие различной иерархии потребностей и интересов, их кон­фликт, борьба являются внутренним двигателем развития обще­ства. Однако различие интересов способствует прогрессу и не при­водит к разрушительным последствиям только в том случае, если потребности и интересы не являются крайне антагонистическими, направленными на взаимоуничтожение (человека, группы, класса, государства и т. д.), и соотносятся с общими интересами. 4. Особым аспектом нормальной жизни человека (личности) в обществе является наличие социальных норм.

Социальные нормы — общепринятые в обществе правила, ре­гулирующие поведение людей.

Социальные нормы имеют жизненно важное значение для общества:

поддерживают порядок, равновесие в обществе;

подавляют скрытые в человеке биологические инстинкты "окультуривают" человека;

помогают человеку приобщиться к жизни общества, социали­зироваться.

Видами социальных норм являются:

нормы морали;

нормы группы, коллектива;

специальные (профессиональные) нормы;

нормы права.

159

Нормы морали регулируют наиболее общие варианты пове­дения людей. Они охватывают большой круг общественных от­ношений, признаны всеми (или большинством); механизмом обеспечения выполнения требований моральных норм является сам человек (его совесть) и общество, которое может подверг­нуть осуждению нарушителя норм морали.

Групповые нормы — особые нормы, регулирующие поведение членов узких коллективов (ими могут быть нормы дружеской компании, коллектива, нормы преступной группировки, нормы секты и т. д.).

Специальные (профессиональные) нормы регламентируют по­ведение представителей тех или иных профессий (например, нормы поведения грузчиков, сезонных рабочих отличаются от норм поведения дипломатов, особые нормы поведения распро­странены среди медработников, артистов, военных и т. д.).

Нормы права отличаются от всех иных социальных норм тем, что они:

устанавливаются особыми уполномоченными государствен­ными органами;

имеют общеобязательный характер;

формально-определенны (четко сформулированы в письмен­ной форме);

регулируют четко определенный круг общественных отно­шений (а не общественные отношения вообще);

подкреплены принудительной силой государства (возможно­стью применения насилия, санкций со стороны специаль­ных государственных органов в установленном законом по­рядке по отношению к лицам, их преступившим).

5. Жизнь человека и общества невозможна без деятельности — цело­стных, системных, последовательных, направленных на определенный результат действий. Основным видом деятельности является труд.

В современном развитом обществе труд — одна из высших социальных ценностей. Труд при отчуждении человека от средств и результатов труда теряет свою мотивацию и социальную привлекательность, становится бременем для человека и отрица­тельно влияет на личность. Наоборот, приносящий пользу человеку и обществу труд способствует развитию потенциала человека.

Труд сыграл исключительную роль в формировании и разви­тии человеческого сознания, способности человека, в эволюции в целом.

Благодаря труду и его результатам человек выделился из ок­ружающего животного мира, сумел создать высокоорганизован­ное общество.

160

6. Человек, живущий в обществе, взаимодействуя с другими индивидами, занимает определенную жизненную позицию.

Жизненная позиция — отношение человека к окружающему миру, выражающееся в его мыслях и поступках. Выделяются две основные жизненные позиции:

пассивная (конформистская), направленная на подчинение окружающему миру, следованию обстоятельствам.

активная, направленная на преобразование окружающего мира, контроль над ситуацией;

В свою очередь, конформистская жизненная позиция бывает:

авторитарно-конформистская (человек в своем поведении ориентируется на поведение и взгляды какого-то отдельного, очень влиятельного и авторитетного человека, как правило, руководителя коллектива);

групповая-конформистская (отдельный человек, как и дру­гие члены группы, жестко придерживается норм, принятых в группе);

общественно-конформистская (отдельный индивид подчиня­ется нормам общества и "плывет по течению"); данное пове­дение особенно было свойственно гражданам тоталитарных государств.

Активная жизненная позиция также имеет свои грани:

активное, самостоятельное поведение по отношению к дру­гим индивидам, но подчинение лидеру группы;

подчинение нормам общества, но стремление лидировать в группе, коллективе;

игнорирование общественных норм и активное стремление "найти себя" вне общества — в банде преступников, среди хиппи, в других асоциальных группах;

непринятие норм общества, но стремление самостоятельно и с помощью других изменить всю окружающую действитель­ность (пример: революционеры — Ленин и другие).

7. Для нормального вхождения человека в общество, для его адаптации, гармоничного существования самого общества необ­ходимо воспитание личности.

Воспитание — это приобщение индивида к социальным нормам, духовной культуре, подготовка его к труду и будущей жизни.

Воспитание осуществляют, как правило, различные институты общества: семья, школа, группа сверстников, армия, трудовой коллектив, вуз, профессиональное сообщество, общество в целом. , В качестве воспитателя, примера для подражания может вы­ступить отдельный человек: учитель в школе, авторитетный сверст-

161

ник, командир, начальник, представитель мира культуры, харизма­тический политический деятель.

Огромную роль в воспитании личности со стороны современ­ного общества имеют средства массовой информации, а также достижения духовной и материальной культуры (книги, выстав­ки, технические устройства и т. д.).

Основные цели воспитания:

подготовить человека к жизни в обществе (передать ему ма­териальную, духовную культуру, опыт);

развить общественно ценные качества личности;

стереть или притупить, нейтрализовать осуждаемые в обще­стве качества;

научить человека взаимодействию с другими людьми;

научить человека труду.

Просмотров: 1948 | Добавил: Misnik | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 8
8 pomapidr  
0
Портал, (473) 247-11-11 где каждый будет иметь возможность скачать и смотреть много интересного о том, что такое http://www.ortex.vrn.ru/ - ебля с конём без регистрации в Воронеже героин купить, а так же купить для себя http://www.ortex.vrn.ru/ - курительные смеси в магазине. Транспортная, 81 (473) 261-07-00

7 spbgirlnet  
0
Здесь вы сможете взглянуть глазком на портал http://spbprivate.ru/ - девушек на выезд в Санкт-Петербурге, еще любой может http://spbgirls.net/individuals/ - купить проститутку Санкт-Петербурга, затем смотреть вип индивидуалку и радоваться жизни вечно!!!
Красивые http://spbgirls.net/ - проститутки Питера в Санкт-Петербурге - http://spbgirls.net/ сайт знакомств

6 spbprivate  
0
Интернет ресурс где каждый может прочитать http://spbprivate.ru/ - эротический журнал Private, что важно и всё это очень даже по настоящему, думаете это не так? Проверьте лично и станет легко снять http://sexpiter.ru/ - секс за деньги. Популярность форума зашкаливает!
ЗЫ : московский форум http://putanamsk.ru/ - дешевые проститутки и смотреть еще http://spbprivate.ru/ - проститутки Санкт-Петербурга что бы снять недорого.

5 intimsaloon  
0
Сайт, где можно найти недорогие http://sexpiter.ru/ - праститутки спб, а также можно http://spbprivate.ru/individuals_piter/ - купить недорогую шлюху и ещё узнать гигантское количество настоящие фото проститутки СПб на Питерском официальном сайте http://www.paradisecocktail.ru/ - реальные фото проституток

4 travel  
0
Заходите на, официальный сайт о отдыхе за рубежом - http://www.okeania-travel.ru/ - турагентство СПб, где всегда вы сможете http://www.okeania-travel.ru/articles/goryaschie_putevki.html - найти турфирмы Санкт Петербурга отзывы и еще один качественный сайт http://top-catalog.com/ - каталоги сайтов бесплатно, а здесь все практически все смогут и естесственно появится отличная возможность http://kinoschka.ru/ - смотреть видео бесплатно и всё это без смс!
PS: И ещё http://whitehousecrisis.ru/crisis/ - банковсвие новости только тут!

3 mskprivaters  
0
Сайт знакомств где каждый может найти http://mskprivate.ru/ - секс досуг в Москве, что не мало важно и всё это очень даже по настоящему, думаете это не так? Проверьте лично и станет легко снять http://sexpiter.ru/ - секс за деньги. Посещаемость секс портала самая лучшая!
Послесловие : московский форум http://putanamsk.ru/ - проститутки индивидуалки Москвы и купить еще http://spbprivate.ru/ - бляди Санкт-Петербурга что бы заказать недорого.

2 paradise  
0
У нас на, можно купить красивые http://www.paradisecocktail.ru/ - дешевые проститутки, а так же на секс портале всегда только развратные http://spbprivate.ru/ - проститутки по самой низкой цене.

1 paradise  
0
У нас на, можно найти красивые http://www.paradisecocktail.ru/ - снять проститутку, а так же на интим форуме много http://spbprivate.ru/ - проститутки СПб настоящие секс девушки для секс досуга.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Форма входа

Мини-чат

300